Из истории почты
России
Зарождение почты
Русская почта – одна из старейших в Европе, она зародилась в самом
начале образования Киевской Руси в IX-X вв. В те времена
крестьянство обкладывалось специальной повинностью, которая
называлась “повоз”. Население обязано было поддерживать в порядке
дороги, предоставлять для государственных нужд подводы с лошадьми,
продовольствие и проводников. В дальнейшем «повоз» стал основой для
создания почтовых служб.
Само слово почта произошло от латинского“mansion pozita” – «станция
в пункте». Во всем мире с появлением гонцов, передающих письменные
послания, стали строить специальные станции, на которых гонцы могли
сменить лошадей и сменяться сами.
Ямская
гоньба
Название «ямская гоньба» происходит от татарского слова «ям»,
обозначающего «дорога», а слово «ямщик» означает «проводник».
Ямская гоньба - специальная служба для пересылки письменных
сообщений - была организована на Руси в начале XIII в. и
просуществовала до конца XVIII в. Гоньба представляла собой систему
почтовых дворов (ямов), расположенных на расстоянии 40-50 верст друг
от друга, которые соединяли города России с Москвой. В ямщики шли
охочие люди, селившиеся отдельными слободами и содержавшие не менее
трех лошадей.
Примечательно, что ямская гоньба существовала только в России, ее
особенность заключалась в том, что лошадей гнали от яма к яму, не
давая им корма.
«Немецкая» почта
С 1677
года в России начала действовать международная почтовая служба.
Первые линии
общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в
«немецкие» страны - так русские люди называли земли, где говорили на
непонятных нашим предкам «немых» языках. Помимо международных
отправлений, «немецкая почта» доставляла так же купеческие письма и
правительственные бумаги по России. Благодаря «немецкой почте», в
почтовой службе были организованы пункты обмена корреспонденцией и
введены правила, обеспечивающие регулярность доставки почты.
Примечательно, что «немецкую почту» от западноевропейских отличало
то, что она являлась государственным учреждением, тогда как на
Западе доставкой писем в основном занимались частные предприятия.
Первые
печати и штемпели
В
начале XVIII в. почтовым ведомством вводятся специальные почтовые
печати, тогда же на конверты начинают ставить штемпеля,
оттискиваемые специальной краской на каждом отдельном письме. В
домарочный период штемпеля выполняли две основные функции: они
являлись знаком почтовой оплаты и контрольной отметкой сроков
доставки почты, так как с их помощью фиксировалось место и время
прохождения письма. Со временем, когда функцию знака оплаты стали
выполнять почтовые марки, почтовые штемпели начали использоваться
для их гашения.
После появления почтовых марок, объем почтовой переписки значительно
увеличился, и стало ясно, что применение нескольких видов штемпелей
затрудняет работу почты, поэтому в 1860 году в России были введены
календарные штемпеля единого образца.
Почтовые станы
В
конце XVIII в. появляется важнейший для российской почты документ -
«Проект о заведении почтовых станов и должности содержателей», на
основе которого почтовая служба организовывалась в течение
дальнейших 80 лет. Первый пункт проекта требовал, чтобы содержатели
почтовых станов чинили построенные казной дома, конюшни и содержали
все в исправном состоянии. Порядку скорой гоньбы было посвящено
целых четыре пункта, в которых говорилось, что во избежание задержки
почты на каждой станции должно было содержаться по 6 запряженных
лошадей и по два почтальо¬на, готовых к немедленному отъезду.
Запрещалось задерживать курь¬еров и чемоданы с ординарной почтой
более чем на 10 минут. Велись специальные записи времени при¬бытия и
отправления почты, а также от кого она принята и с кем отпу¬щена.
Почтовые тройки
Почтовая тройка - особой образ упряжки в экипаж лошадей — впервые
появился в первой половине XVIII века. До того времени лошадей на
Руси запрягали и по одной, и по две, и по четыре, но именно «тройка»
оказалась самой маневренной и быстрой: три лошади легче тянули
почтовый фургон, чем две, а управлялись они куда легче четверки.
Тогда же в качестве спецсигнала для почтовой упряжки стали
использовать поддужный колокольчик, который стал надежным и простым
средством оповещения о приближении курьерских и ямских троек, чтобы
смотритель успевал вовремя готовить смену уставшим лошадям. В сухую
ясную погоду поддужные колокольцы были слышны за 5 верст! После
многочисленных жалоб почтовых чиновников на любителей колокольного
звона, Сенат издал указ, запрещающий использовать в упряжке
колокольчики всем лицам, не имеющим отношение к почте.
Почтовые марки
В
XVIII в. стремительное развити е
всемирной почтовой системы требовало введение единого способа
оплаты, и именно тогда была изобретена почтовая марка, которая по
способу крепления на конверт могла быть использована
только один раз и гасилась сначала пером (простым перечеркиванием),
а позже - при помощи штемпеля. Первая почтовая марка России
поступила в продажу в декабре 1857 и была допущена в обращение на
территории Европейской России с 1 января 1858. Самые первые
российские марки были без зубцов и разделялись при помощи ножниц, но
уже в том же 1858 в обращение
поступили марки в 10, 20 и 30 коп. с мелкими зубцами. Сюжеты
рисунков дореволюционных русских марок, как правило, не менялись: на
них изображался герб Российской империи или
царствующие особы.
Почтовые ящики
Прообразом привычного нам почтового ящика послужили флорентийские
тамбури — общедоступные ящики, которые устанавливались у стен
церквей и соборов, первый почтовый ящик был установлен еще в XVII
веке во Франции.
В России первый почтовый ящик появился в
Санкт-Петербурге 13 декабря 1848 года. Синего цвета, сделанный из
дюймовых досок и обшитый железом, он был неудобен в использовании и
легко взламывался, поэтому стал настоящей находкой для почтовых
воришек. Чтобы предотвратить почтовое воровство, власти заменили
деревянные ящики на чугунные - весом более сорока килограммов. И
лишь в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал железный
почтовый ящик с механически открывающейся донной дверцей, которым мы
пользуемся до сих пор.
Почтовые поезда
Россия
стала одной из первых стран, поставивших почту на рельсы. В 1837
году впервые была доставлена почта по железной дороге из Петербурга
в Царское село. По движению поездов можно было сверять часы, и так
же четко была согласована отправка почты. В1852 года впервые был
отправлен почтовый вагон с корреспонденцией из Санкт-Петербурга в Москву,
и с этого момента началась регулярная пересылка почты
железнодорожным транспортом. Поезда, в состав которых цепляли
почтовый вагон, шли быстрее пассажирских и были престижнее. Для
сбора железнодорожной почты повесили специальные ящики, выкрашенные
в красный цвет. К концу XIX века почта загрузила 35 железнодорожных
линий, ямщики уходили в прошлое.
Зарождение авиапочты
В
первые десятилетия XX века в России для ускорения доставки
почты начали использовать авиацию. Первый авиационный перелет с
почтовым грузом состоялся 31 марта 1918 года из Петрограда в Москву.
В 20-х годах развитие авиапочты шло стремительными темпами,
налаживались внутренние авиалинии, началась доставка авиапочты
зарубеж. Линии обслуживались отечественными самолетами «Илья
Муромец» и «Лебедь – XII». Сначала перевозилась только служебная
почта, но уже с 1922 года была введена платная пересылка частной
простой и заказной корреспонденции. За один рейс доставлялось до 600
писем. Авиакорреспонденцию можно было опустить в почтовые ящики
голубого цвета, на которых был нарисован самолет. Для оплаты
авиапочты были выпущены авиапочтовые марки с надпечаткой в виде
контура самолета. |